Конкорд - англо-французский сверхзвуковой пассажирский самолёт, один из двух (вместе с Ту-144) типов сверхзвуковых самолётов, находившихся в коммерческой эксплуатации. Крушение Конкорда во Франции стало "крушением карьеры" этого самолёта.
«Конкорд» был создан в результате слияния в 1962 году двух национальных программ разработки сверхзвукового пассажирского авиатранспорта, основными разработчиками самолёта стали компании Sud Aviation с французской стороны и BAC с английской, двигательные установки самолёта совместной разработки английской Rolls-Royce и французской SNECM
Авиационная катастрофа сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд» авиакомпании Air France, выполнявшего рейс 4590, первая и единственная катастрофа данного типа самолётов. Произошла 25 июля 2000 года в пригороде Парижа, в трёх километрах юго-западнее международного аэропорта имени Шарля де Голля. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту — 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четыре человека, находившихся в момент крушения на земле. За несколько минут до катастрофы на взлётно-посадочной полосе 26П совершил посадку Боинг-747 президента Франции Жака Ширака, возвратившегося из Японии с саммита «большой восьмерки». В то время как Боинг-747 выруливал на стоянку, с той же ВПП 26П совершал взлет пассажирский лайнер McDonnell Douglas DC-10 американской авиакомпании Continental Airlines. Во время разбега от одного из двигателей самолёта оторвалась титановая пластина — деталь, защищающая створки механизма реверса от износа. Такое повреждение не представляло опасности для DC-10.
Через четыре минуты, в 16:42 по местному времени (UTC+2) «Конкорд» со 100 пассажирами на борту вырулил на взлётно-посадочную полосу 26П аэропорта имени Шарля де Голля. Во время разбега на скорости примерно 280 км/ч.«Конкорд» наехал на металлический обломок, вследствие чего покрышка одного из колёс шасси лопнула.[4] Фрагменты покрышки, ударившие в крыло самолёта, вызвали повреждение обшивки и утечку топлива из бака номер 5. Вытекающий из бака керосин немедленно воспламенился от искры в шасси самолёта или от соприкосновения с горячими частями двигателя (например, соплом, работающим на взлёте в режиме форсажа). Воспламенившийся керосин стал причиной срабатывания пожарной сигнализации двигателя № 2 (расположен на левом крыле, ближе к фюзеляжу) и его отключения экипажем. Впоследствии двигатель №1 "задохнулся" от горячих газов и не смог дальше работать в нормальном режиме и отключился.
На командно-диспетчерском пункте обнаружили возгорание «Конкорда», о чем немедленно сообщили экипажу по радиосвязи. Самолёт уже заканчивал разбег, поэтому пилоты не имели возможности прекратить взлёт. Капитан Кристиан Марти принял решение разогнать самолёт на трёх двигателях и посадить его в ближайшем аэропорту в Ле Бурже. Однако через несколько секунд после отрыва от ВПП по причине продолжающегося пожара отказал двигатель № 1 — крайний на левом крыле, начали отрываться куски обшивки.Затем его нос задрался,он потерял управление и рухнул в предместье Парижа Гонесс на небольшой отель, примерно в трёх километрах от аэропорта. В результате крушения погибли 113 человек — 109 находившихся на борту, а также четыре человека, находившихся в отеле. Ещё 12 человек на земле получили ранения.
Приводим запись бортовых самописцов самолёта:
Расшифровка записи бортового самописца последних двух минут до катастрофы Местное время 16:42:17. Конкорд на ВПП готовится к взлёту.
КДП: «Эйр Франс 4590, ВПП 26 правая, ветер 090 8 узлов, взлёт разрешаю.»
Второй пилот: «4590 взлёт с 26 правая» (звук переключателя).
<происходит разбег>
КДП: «Конкорд ноль … 4590, у вас воспламенение (неразборчиво) шлейф пламени позади вас.»
<..>
Бортинженер: «Отказ двиг.., отказ двигателя второго» (два звука переключателя, срабатывает пожарная сигнализация).
Неизвестный голос в эфире: «Сильно горит» (гонг)
Бортинженер: «Отключить второй двигатель.»
КВС: «Возгорание двигателя» (звук переключателя, перестаёт звучать сигнализация).
Второй пилот: «Внимание, индикатор скорости, индикатор скорости, индикатор скорости» (звук переключателя, гонг).
КДП: «Возгорание сильное, я не уверен, что идёт от двигателя» (звук переключателя, похожий на включение противопожарной системы).
КВС: «Подъём шасси.»
КДП: «4590, у вас сильный шлейф пламени позади.»
<...>
КДП: «Учитывая ваше положение, вы имеете приоритет на посадку.»
Бортинженер: «Шасси.»
Второй пилот: «Нет» (звук двух переключателей).
КВС: «Шасси (неразборчиво), поднимаются.»
Второй пилот: «Понял» (пожарная сигнализация, гонг, три сигнала переключателей).
Второй пилот: «Я пытаюсь (неразборчиво).»
Бортинженер: «Я нажимаю.»
КВС: «(неразборчиво) вы выключили второй двигатель» (окончание звука сигнализации задымления).
Бортинженер: «Я выключил его.»
<...>
Второй пилот: «Шасси не убраны» (звук пожарной сигнализации).
<...>
Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда.»
КДП: «Командир пожарного отряда, ээ … тут Конкорд, я не знаю их намерений, поэтому займите позицию у южных ВВП» (звук переключателя).
КВС: (неразборчиво).
Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда запрашивает доступ на ВПП 26 правая.»
Второй пилот: «Ле Бурже, Ле Бурже, Ле Бурже.»
КВС: «Слишком поздно (неразборчиво).»
КДП: «Командир пожарной службы, даю поправку, Конкорд возвращается на ВПП ноль-девять в противоположном направлении.»
КВС: «Нет времени, нет (неразборчиво).»
Второй пилот: «Ошибка, следуем в Ле Бурже» (звук четырех переключателей).
Второй пилот: «Нет (неразборчиво).»
Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда. Вы можете объяснить ситуацию с Конкордом?» (двойной сигнал гонга и звук переключателя).
КВС: (неразборчиво, звук физических усилий).
16:44 — крушение самолёта.
Это одна из самых ужасных авикакатасроф. Казалось бы, смерть сама искала встречи с "Конкордом" как в фильме "Пункт назначения" Это ролик из расследования катастрофы.
Казалось бы, точка в расследовании поставлена, однако, в этом году поступило сообщение, что Американская авиакомпания Continental и пять физических лиц должны предстать перед судом во Франции в рамках процесса, на котором будут рассмотрены обстоятельства катастрофы сверхзвукового лайнера "Конкорд" компании Air France, произошедшей почти 10 лет назад.
Эта катастрофа, наряду с событиями 11 сентября 2001 года, стала одной из причин резкого снижения популярности сверхзвуковых пассажирских перевозок, эксплуатация самолётов начала приносить убытки, поэтому в конце 2003 года все «Конкорды» были выведены из эксплуатации и позже стали музейными экспонатами.
Но "Конкорд" по сути всегда останеться легендой в истории авиации.
|